В начале Средневековья Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. В условиях уничтожения античной культуры на Западе Византия оставалась главной наследницей культурных достижений и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока. Но и её культура сильно изменилась под воздействием христианства. Античная философия теперь осуждалась как языческая и приходила в упадок, её место занимало богословие – знание о Боге. Используя достижения античной философии, христианские богословы толковали Библию.
Высоким уровнем отличались византийские школы, в которых по-прежнему сохранялись античные традиции. Детей учили читать по поэмам Гомера и басням Эзопа. Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своём частными и государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе.
Византийская наука раннего Средневековья не знала себе равных в Европе. Сохранялись и развивались античные знания в математике и медицине, химии и географии. Выдающимися были достижения византийских историков.
Евсевий Кесарийский (IV век) в своей «Церковной истории» впервые объединил библейскую историю, рассказывавшую о судьбе евреев и других народов Ближнего Востока, с античной историей, описывающей греков и римлян. Тем самым Евсевий создал всемирную историю, вобравшую в себя истории большинства известных тогда народов. Евсевий начинал с библейского Адама, но всю библейскую и античную историю считал лишь подготовкой к её последнему периоду, открытому Иисусом Христом. Отныне смыслом истории становится распространение христианства во всём мире. Многие историки Средневековья, как в Византии, так и в Западной Европе, широко использовали схему, придуманную Евсевием.