Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии.
Первая реплика Простаковой : “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди
сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” - вводит нас в атмосферу
произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены
именно показу этого произвола.
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе "Недоросля". Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума, с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, "погребено с их предками", в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка.
Другая проблема "Недоросля" — это проблема воспитания.
Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.