Ндийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.
Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает:
«Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других
народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не
знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли
«страной мудрецов».
Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной,
ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор
подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со
Вселенной».Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями
индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные
разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев.
По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.
Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до
н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX
в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов»,
«страна мудрецов».
История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в
городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм
мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те
несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и
имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала
своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В
художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика:
небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики
являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины
(10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская
культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный
климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.
После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга
приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на
индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с
местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули
в индийский этнос новую жизнь.
С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от
глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных
текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание
Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на
новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.
Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:
Ригведа (религиозные гимны);Самаведа (песнопения);Яджурведа (жертвенные формулы):Лтхарваведа (магические заклинания и формулы)