Рабами становились не только чужеземцы, попавшие в плен. Некоторым общинникам не везло. Их поля могли вытоптать дикие животные, размыть ручьи. Скот мог погибнуть от болезней или хищников. Такая беда грозила семье голодной смертью, и помощи ждать было неоткуда. Тогда общинники просили помочь знатных и богатых соседей - вождей, старейшин, жрецов. Знатные люди охотно давали в долг зерно и скот. Но когда приходил срок возврата, должник был обязан отдать больше, чем брал. Это была приплата “за доброту”, за то, что должника выручили из беды.
Если должник не мог вернуть занятого, у него отбирали землю и скот в счет долгов. Такие семьи, лишившись всего, не знали, как прожить. Обнищавшие общинники снова брали у знатных в долг и обещали за это отработать на полях знати. Но и это не удавалось. За долги у них отнимали хижины, брали в рабство детей и порабощали самих. С такими рабами обращались немного лучше,чем с чужеземцами, и их судьба тоже была нелегкой.
Постепенно на рабов переложили самую тяжелую и грязную работу. Их нещадно угнетали. Но теперь хозяева были гораздо свободнее, у них было время для наблюдений за природой, для занятий искусством.