Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования показали, что одной из причин учебных затруднений детей является несформированность умений самоорганизации учебной деятельности требуемого уровня. Только 40% обследованных детей к окончанию начальной школы хорошо определяют цель выполняемого учебного задания, 41% - умеют планировать его выполнение, 88% - успешны в целесообразном выполнении учебного задания, 64% учеников умеют контролировать ход и результаты выполнения учебного задания и 54% - оценивать ход и результаты выполнения учебного задания. Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности.
В образовательном стандарте начального общего образования (2004) определено, что важнейшим приоритетом в образовании остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом. Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, и в данном контексте проблема формирования умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного способа организации учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность.
Под умениями самоорганизации учебной деятельности будем понимать такие, посредством которых субъект самостоятельно упорядочивает и согласует процесс решения учебных заданий, соответствующий этапам структуры организации деятельности: целеопределению, планированию, выполнению, контролю, оцениванию.
В условиях личностно ориентированного начального образования актуально формирование именно умений самоорганизаций учебной деятельности у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников. Каждодневная обязательная рефлексия производит чудодейственное дело. Если на первых рефлексиях учащиеся только фиксируют, сколько сделано за занятие, как работали и что мешало работать лучше, то в дальнейшем пытаются выяснить, почему не получается задание, оценивают не только работу в целом, но каждый работу своего товарища и свою. Ребята обнаруживают те пробелы в знаниях, из-за которых допускаются ошибки.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Участвуя в различных видах коллективной деятельности, налаживая взаимоотношения в детском коллективе, общаясь с членами коллектива, ребенок оказывает влияние на коллектив детей, другими словами, проявляет самостоятельность.