С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы.
Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много
трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве
Лермонтова - это не только его личная судьба, и как человека, и как
поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы - это
годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь.
Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без
отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото». Белинский верно
заметил основное противоречие романтического восприятия мира
Лермонтовым - это противоречие между идеалом и действительностью,
которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его
произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты.
Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует
«жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.
Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев
скажет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его
внутренней зрелости». Лермонтов как личность сформировался очень рано. В
пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи о любви, о
родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то
коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова
беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а «полного
блаженства», изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного
разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно - на меньшее поэт
не согласен.
Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его
единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности - Вареньке
Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим
ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном
счастье:
Душа моя должна прожить в земной неволеНе долго. Может быть, я не увижу болеТвой взор, твой милый взор, столь нежныйдля других.
Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б
то ни было земного, но я не сделаюсь рабом». В понятии Лермонтова любовь
должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные
страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки -
это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног
других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью
прежних дней.
Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к
высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою...» он говорит,
что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны
низвергнуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит
роковой характер. Он пишет: «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует,
но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Бабушка Лермонтова
говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и
устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о
неземной любви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет: Я памятью живу с
увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной, И образ твой
меж них, как месяц в час ночной, Между бродящими блистает облаками. Поэт
пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные
воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики
Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он
не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него
любовь - всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более
реалистичный и жизнерадостный в своих стихах, хотя и у него порой
проступают пессимистические нотки.
В стихотворениях Лермонтова любовь - чувство высокое, светлое,
поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении
«Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает
горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви
заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню...» - пишет
поэт.
Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом,
стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не
выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью
проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не
радость, а грусть и страдание:
Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом
жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать
как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле.
Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова
отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены
душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду
ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с
думами о несовершенстве мира, о несправедливости по отношению к
отдельной личности. Страдания человека - в противоречивости чувств:
Никто не получал, чего хотел.