В каких произведениях тема о родине Некрасова

0 голосов
49 просмотров

В каких произведениях тема о родине Некрасова


Литература (56 баллов) | 49 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

 Не может сын глядеть спокойно 
    На горе матери родной, 
    Не будет гражданин достойный 
    К отчизне холоден душой... 
    Н. А. Некрасов.

    В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова читаем: “Родина — отечество, родная страна, место рождения...” Можно согласиться с этим определением. Но более глубинный и духовный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях “Родина”, “Тишина”, “Рыцарь на час”, “Поэт и гражданин”. Вот известные строки из стихотворения “На Волге”:

    Но вдруг я стоны услыхал, 
     И взор мой на берег упал. 
    Почти пригнувшись головой 
     К ногам, обвитым бечевой, 
    Обутым в лапти, вдоль реки - 
    Ползли гурьбою бурлаки...

    Красавица-Волга становится для Некрасова “рекою рабства и тоски”, символом бедствий народных и великой скорби:

    Волга! Волга!.. 
    Весной многоводной 
     Ты не так заливаешь поля, 
     Как великою скорбью народной 
    Переполнилась наша земля...

    Родина для Некрасова — не только родная земля, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге. 
    Стихотворение “Родина” — начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:

    Но помню я: здесь что-то всех давило, 
    Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.

    Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, “разврата грязного и мелкого тиранства”. Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:

    ... Научился я терпеть и ненавидеть, 
     Но, ненависть в душе постыдно притая, 
     Где иногда бывал помещиком и я...

    Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50—70-х годов, в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

    Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая. 
    Ты и всесильная, Матушка-Русь!

    В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает ос вобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:

    Поэтом можешь ты не быть. 
    Но гражданином быть обязан.

    Стихотворение “Рыцарь на час” — это голос проснувшейся совести. В произведении чувствуются жажда бодрости, силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью. Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей:

    От ликующих, праздно болтающих, 
    Обагряющих руки в крови, 
    Уведи меня в стан погибающих 
    За великое дело любви!

    Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен. Мать для поэта — символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова “мать” и “Родина” сливаются в масштабный образ Родины-матери. 
    Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым проникнут финал стихотворения “Железная дорога”:

    Выпряг народ лошадей — и купчину 
     С криком “Ура!” по дороге помчал... . 
    Кажется, трудно отрадней картину 
    Нарисовать, генерал?..

    Да, Некрасов не певец смирения. Об этом говорит и “Песня Еремушке”. Лирический герой обращает к дремлющему младенцу (русскому народу) такие слова:

    Будешь редкое явленье, Чудо родины своей; 
     Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей: 
     Необузданную, дикую К угнетателям вражду 
    И доверенность великую К бескорыстному труду.

    В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” показано постепенное пробуждение крестьянского сознания (образы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны и др.). Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе Григория Добросклонова. Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его жизни — освобождение России, счастье для него — в борьбе за справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены крепостного права.

    “Довольно ликовать в наивном увлеченье,— 
    Шепнула муза мне,— пора идти вперед: 
    Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”

    Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии. И в наше время она служит образцом взыскательной любви к Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та ни была.

(18 баллов)