«Радищев - рабства враг» - так сжато и точно определил позднее основной
пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней
русской жизни - крепостное рабство - стоит в центре «Путешествия из
Петербурга в Москву» и оды «Вольность» . Радищев готов опрокинуть до
основания воспетое поэтами-одописцами устройство великой империи,
истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии» .
В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX в. -
например, Ивана Карамазова, готового отказаться от рая, если в основании
его будет хотя бы одна слезинка замученного ребенка.
Радищев
оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он
призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием.
Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад,
многие обвинения Радищева актуальны и в наше время.