какие художественные средства есть в произведении "листок"/ночевала тучка золотая?...

0 голосов
63 просмотров

какие художественные средства есть в произведении "листок"/ночевала тучка золотая? произведение Лермонтова.


Литература (38 баллов) | 63 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Олицетворение, эпитеты

(94 баллов)
0 голосов

"Ночевала тучка золотая..." (о метафоре) 

Метафора (греч. metaphorб – "перенос") – троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Так, в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Утес" действия, свойства, переживания человека переносятся на двух "персонажей" произведения – "старый утес" и "тучку золотую": 

Ночевала тучка золотая 
На груди утеса-великана. 
Утром в путь она умчалась рано, 
По лазури весело играя; 
Но остался влажный след в морщине 
Старого утеса. Одиноко 
Он стоит, задумался глубоко 
И тихонько плачет он в пустыне. 

В основе стихотворения – параллелизм между природой и человеческой жизнью, здесь пейзаж – иносказание, истинная тема – одиночество (его может испытывать только человек), мимолетность счастья. В выражении этого психологического содержания важны и грамматические категории (утес и тучка – существительные мужского и женского рода), и использование слова "пустыня" (в романтической поэзии пустыня – символ одиночества; так, в лермонтовском стихотворении "Благодарность" лирический герой "благодарит" "за жар души, растраченный в пустыне..."), и в особенности контрастные ряды олицетворяющих метафор: тучка ночевала, умчалась, весело играя; утес одиноко стоит, задумался глубоко, плачет, в морщине старого утеса – влажный след. В этой метафорической цепи влажный след прочитывается как слеза (перифраз), старый утес – как старый человек; его контекстуальный антоним – "золотая" (метафорический эпитет), вместе с "лазурью" – это яркие цвета тучки.

(140 баллов)