А чем капитализм плох? Тем, что капитализм как экономическая система
основан на частной собственности и эксплуатации наемного труда. Также
как в прошлом богатые классы богатели за счёт владения землей, имениями,
кораблями, рудниками, мастерскими и рабами, так и сегодня частная
собственность на средства производства является основой накопления —
капиталистического накопления. Если средневековый крестьянин или
ремесленник все же были собственниками своего собственного мелкого
хозяйства и могли на его основе разбогатеть, то пролетарий по
определению не имеет иного «капитала» кроме своей рабочей силы, которую
он вынужден продавать владельцу средств производства. Получая зарплату
он не разбогатеет никогда. Если римские рабы по наступлении 30-летнего
возраста обычно освобождались и становились парцеллярными крестьянами,
мелкими ремесленниками или торговцами, то рабочий класс обречен навечно
оставаться рабочим классом. Капиталист и рабочий вступают на рынке как
бы в «сделку». Но условия этой сделки всегда невыгодны для рабочего.
Чтобы капиталист получил прибыль, зарплата работника должна быть ниже
реальной стоимости его труда. Прибавочная стоимость, частью которой и
является прибыль, рождается из прибавочного, т.е. бесплатного, труда
рабочего. Отсюда — неустранимое классовое противоречие между
пролетариатом и буржуазией: рабочий стремится продать свой труд по его
полной стоимости, сведя, таким образом, к нулю выгоду капиталиста,
капиталист — получить максимальную прибыль за счет увеличения
эксплуатации наемного труда. Выход из этого противоречия невозможен при
сохранении частной собственности. Наемный труд, в отличие от труда
свободного крестьянина или ремесленника, является отчужденным. Это
значит, что работник не может ни распоряжаться продуктом своего труда,
ни контролировать условия трудового процесса. Основной конфликт
капиталистического общества заключается в противоречии между
общественным характером труда и частной формой присвоения его
результатов. Указанные противоречия капиталистического способа
производства влекут за собой целую череду разрушительных последствий.
Поскольку стимулом и мотивом жизнедеятельности капитализма является
прибыль, тогда как удовлетворение потребностей общества здесь вторично,
то логика капитализма является логикой войны — войны всех против всех.
Капиталисты и их группировки конкурируют друг с другом за рынки сбыта,
ресурсы, политическое влияние. Рабочие (продавцы рабочей силы)
конкурируют на рынке труда, обеспечивая таким образом наилучшие условия
для собственной эксплуатации. Транснациональные корпорации в погоне за
прибылью разрушают традиционные уклады и общества, живые культуры,
экологию, подрывают суверенитет национальных государств, способствуют
ликвидации политических и социальных прав трудящихся. При этом логика
«свободной конкуренции» ведет к тому, что все решают краткосрочные
интересы капиталистических игроков. Выгода должна быть получена здесь и
сейчас, независимо от того, к каким последствиям это приведет в будущем.
Экологически или социально ответственный буржуа является в рамках такой
системы заведомым лузером. Анархия производства, т.е. существование
множества конкурирующих между собой и неподконтрольных обществу
«хозяйствующих субъектов», ведет к неизбежным разрушительным
экономическим кризисам. Один из таких кризисов в 1997, названный
«азиатским», повлёк за собой дефолт в России, крах «аргентинского
экономического чуда», обвал в Бразилии и прочим катаклизмам, поразившим
не только экономики «второго уровня», но и развитые капиталистические
страны. Нищета, безработица, неравенство и угнетение остаются сегодня
уделом подавляющего большинства населения земного шара. При капитализме
они неистребимы, хотя уровень развития мировых производительных сил
вполне позволяет покончить с ними и нужно только освободить их от
капитала. Пропасть между богатейшими и беднейшими в начале ХХI века
шире, чем за всю предыдущую историю человечества. Причина этого разрыва —
неустраненные и неустранимые