М. Ю. Лермонтов вошел с русскую литературу в облике одного из своих героев — «лишнего» и «странного» человека. «Отстранёнными» явились в его творчестве такие устоявшиеся незыблемые чувства, как любовь к родине, женщине, человеку и миру вообще. Может возникнуть ощущение, что поэт не имел идеалов, но это не так. Сложность в том, что идеалы Лермонтова нельзя свести в конкретную идеологию, хотя во все времена это пытались делать. То его сравнивали с Прометеем, то провозглашали певцом индивидуализма, «внеземных откровений» или «божественной гармонии», то видели в нем «гордого врага неба». Герцен в 1851 году в брошюре «О развитии революционных идей в России» причислял Лермонтова к своему поколению, которое переходило от идей прогресса к злобным и гордым мыслям. Да, гордость — отличительная черта характера Лермонтова, но не только. Гордость — это его позиция противостояния ценностям реакционного мира, позиция выразителя дум и настроений последекабристской и послепушкинской поры.В произведениях Лермонтова отразился кризис дворянской революционности, наступление реакции и политического гнета. Но свободную мысль Лермонтова ничем нельзя было сковать, поэтому поэзия стала для него выражением высоких дум, душевных терзаний и напряженной мысли.