Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о
любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до
Карамзина. Но именно его «Бедная Лиза» стала лучшим произведением
сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не
только в литературу, но и в саму культуру, быт людей.
Рассказчик повествует нам историю печальной любви, несбывшегося
счастья «бедной Лизы». Простое, казалось бы, название повести очень
содержательно и имеет двойной смысл. Во-первых, эпитет «бедная» намекает
на низкое социальное положение героини. Лиза, хотя и дочь «богатого
поселянина», крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на
жизнь и заботиться о матери. Во-вторых, уже здесь заложено трепетное,
участливое отношение рассказчика к девушке.
Важно, что истории Лизы повествователь предпосылает вступление, в
котором рассказывается о Симоновом монастыре. В центре внимания
рассказчика здесь – «стон времён», то есть историческое прошлое
монастыря, «история нашего отечества». Затем следует повествование о
жизни Лизы. Таким образом, в своей повести автор соединил судьбу
человека – простого, маленького, «неисторического» - с судьбой великого
государства, показывая их нерушимую взаимосвязь и равнозначную ценность.
Лиза, как идеал сентиментализма, дитя природы. Она не знает
городской жизни, в Москве чувствует себя чужой - ее вынуждает появляться
в этом большом городе лишь необходимость заработка. Только среди полей и
лесов, или у реки, или в маленькой хижине девушка чувствует себя
свободно.
Уже в день первой встречи Лизы и Эраста раскрываются многие
черты характера Лизы. Мы можем судить о застенчивости и неискушённости
девушки в общении с юношами («показала ему цветы и закраснелась»,
«удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более
закраснелась»), о её духовной чистоте, бесхитростности («мне не надобно
лишнего»), наивности и открытости всему миру (Лиза рассказала совсем
незнакомому человеку, где живёт).
Во время свидания, когда Эраст впервые говорит Лизе о своей
любви, они сидят на траве, на берегу реки. После этой встречи у девушки
впервые появляется тайна от матери. Эраст просит Лизу не рассказывать об
их любви, и девушка даёт обещание. Взамен этого счастливая Лиза лишь
просит мать полюбоваться прекрасным утром. И старушка любуется, потому
что «любезная дочь весельем своим развеселяла для неё всю натуру».
Только этим ранним утром на берегу реки Лиза поняла, что любит и
любима. Отныне земной мир воплотился для героини в «милом друге». Для
нее красота любви подменяет собой Бога и становится выше всего на свете.
Молодому, ветреному повесе Эрасту Лиза показалась похожей на
героиню романов, которыми он зачитывался, как всякий дворянин того
времени: «Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце давно
искало». Конечно, речи, облик, поступки Лизы сильно отличали её от
светских дам, с которыми Эраст общался ранее. Эта девушка стала для
юноши глотком свежего воздуха, ангелом, подарившим новые крылья. Потому
счастье с этой «милой, любезной» Лизой казалось ему бесконечным.
Но однажды ночью чувства влюблённых накалились до самого
предела, и Лиза потеряла невинность. С этого момента краски чистой
вечной любви стали стремительно блекнуть в глазах Эраста. Для него в их
связи всё стало привычным и обыденным. Чувства Лизы же, напротив,
упрочились, стали ещё более сильными. Когда она узнала, что Эраст
отправляется на войну, то от горя лишилась чувств.
Лишь забота о матери, долг перед ней останавливают Лизу от того,
чтобы последовать за Эрастом на войну: «Уже хотела она бежать за
Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» - остановила её. Лиза вздохнула
и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине».
Но, пережив разрыв с Эрастом, такой неожиданный и унизительный
для неё («Он выгнал меня! Он любит другую? Я погибла!»), Лиза настолько
потрясена, что забывает о своем нравственном долге по отношению к
матери. Она повторяет поступок Эраста, вручившего ей взамен своей любви
сто рублей. Лиза также, откупаясь от матери, передаёт ей «десять
империалов».
Автор показывает, что со временем Эраст вспомнил о социальном
неравенстве между ним и Лизой. Чтобы поправить своё материальное
положение, он с лёгкостью отрекается от девушки и женится на пожилой
богатой даме.
Важно, что рассказчик не осуждает поступков своих героев. Он
говорит, что услышал эту печальную историю всего год назад от самого
Эраста и не имел возможности предостеречь молодых людей от ошибок. Но в
момент наиболее драматических событий он сочувствует, сопереживает Лизе и
Эрасту: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя
невинность?» Или: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё
сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок
есть царь чувств твоих?»
Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» и сам образ
главной героини - яркий образец сентименталистской прозы, ставший
классическим образцом этого направления в русской литературе.