Сентиментальная повесть «Бедная
Лиза», написанная Н. М. Карамзиным в 1792 году, начинается словами: «Может быть, никто из живущих в Москве не
знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего
не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели —
куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам». Мы сразу
понимаем, что Москва, различные ее места будут играть важную роль в развитии
произведения.
Упоминаются многочисленные
поля, рощи, которых уже нет в центре современной Москвы, но вместе с ними автор
говорит и о сохранившемся до наших дней златоглавом Даниловом монастыре, селе
Коломенском, знаменитых Воробьевых горах, на которых в советское время было
построено новое здание МГУ.
Пейзажи традиционно играют
важную роль в произведениях сентиментализма. Описания природы подчеркивают
нежный, искренний характер Лизы, служат фоном для развития любви между героями,
сначала подчеркивая чистый, платонический характер их дружбы: «Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви,
посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука
милого друга», а потом указывая на развитие событий, приближения ужасной
концовки: «Мрак вечера питал желания — ни
одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения».
Несмотря на возникшие между
ними чувства, Лиза и Эраст обладали весьма различными характерами. Лиза, нежно любившая
свою мать, после смерти отца ухаживала за пожилой матерью, и та «видя неутомимость дочери, часто прижимала
ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости
своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».
Эраста же автор характеризует как человека доброго, но слабого, искавшего
развлечений и светских наслаждений.
Изначально именно
пресыщенность светскими наслаждениями и привела Эраста к Лизе: его влекла ее чистота
и невинность, но после порыва страсти, когда их отношения перестали быть
непорочными, Эраст начал терять к ним интерес, а после проигрыша в карты на
войне так и вовсе решил жениться на богатой вдове, давно влюбленной в него.
В произведении воспринимаются
следующие черты сентиментализма: природа воспринимается автором как очаг
чистоты и непорочности, в то время как в городе таятся соблазны. Для писателя
также характеры лирические отступления, сочувствие героям, как простым людям,
так и дворянину Эрасту, который был до конца жизни несчастлив и сам себя
наказал.
Все это делает повесть «Бедная
Лиза» одним из ярких образцов русского сентиментализма.