Эта социальная прослойка играла огромную роль в египетском обществе и
являлась главной общественной группой, сохранявшей и передававшей
египетскую культуру, группой «интеллектуалов» , как выражаются
современные социологи. Следя за тем, чтобы все «винтики» и «колесики»
социального механизма «крутились слаженно» , все учитывая, рассчитывая и
контролируя, писцы одновременно занимались переписыванием, исправлением
и сохранением магических, религиозных, протолитературных текстов.
Во
времена Древнего царства особых школ писцов не существовало и передача
знаний происходила, видимо, по наследственной линии — от отца к сыну.
Естественно, сын не всегда был способен воспринять знания отца, и часто
хранители традиции брали к себе учеников, становившихся затем их
помощниками, а потом и просто сменявших их в должности. Интересно, что
этих учеников писцы также называли «сыновьями» .
Можно
предположить, что деятельность писцов была в определенной степени
дифференцирована и писцы различались как по социальному статусу, так и
по виду выполняемой деятельности. В эпоху Среднего и особенно Нового
царства при заупокойных храмах появляются так называемые дома жизни,
некоторый аналог шумеро-вавилонской «э-дубы» , только ориентированный,
естественно, на проблематику египетской культуры. По сведениям
источников, здесь составлялись и переписывались тексты заупокойного
культа, религиозного и магического содержания (по утверждениям некоторых
исследователей, «Тексты саркофагов» и «Книга мертвых» были продукцией
«дома жизни») , медицинские, астрономические тексты, составлялись важные
в политическом отношении надписи и титулатура царей. «Дома жизни» ,
видимо, являлись одним из главных источников хранения древнеегипетской
культурной традиции.