В условиях разрухи после Смутного времени и
тяжелого финансового положения правительство сильно нуждалось в
поддержке основных групп господствующего класса. Поэтому, Земские
соборы, после избрания в феврале 1613 года царем 16-летнего Михаила
Федоровича Романова, заседали почти непрерывно. Поместное дворянство и
посадские верхи на этих соборах были представлены гораздо шире, чем в
XVI веке, голоса их раздавались более уверенно.
Но, несмотря на
возросшее значение поместного дворянства и посадских людей, Боярская
дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим
вместе с царем верховную власть. Заседания думы, как правило,
проводились ежедневно в одной из палат царского дворца или в его
государевой комнате. Одно из таких заседаний Боярской думы показано на
картине художника А.П.Рябушкина.
Царь в нарядной одежде
сидит на торне, украшенном драгоценными камнями. За царем стоит думный
дьяк со свитком и стряпчий с шапкой и посохом царя. Вдоль стен на
скамьях чинно восседают члены Боярской думы. Один из бояр стоя
докладывает о вопросах, подлежащих обсуждению. Рядом с ним сидит боярин,
голова которого утонула в стоячем воротнике, так называемом «козыре». «Козырь»
являлся признаком особого положения его обладателя. Отсюда и пошло
выражение «ходить козырем» т.е. важничать. Чем родовитее был боярин, тем
он ближе садился к царю. Из-за места бояре часто ссорились. Побежденный
в местническом споре обычно «выдавался головой» победителю: должен был в
сопровождении чиновника Разрядного приказа отправиться домой к
выигравшему спор, извиняться перед ним, даже стоять на коленях.