«Духовная
потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания
и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к
созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и
чувств людей»
Духовные
потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному
творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному
общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека,
стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не
связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности
побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения
физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из
стремления понять высший смысл своего существования»
Данные
потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они
удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные
потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста
потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста
могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств,
возможности и сила желания человека участвовать в их производстве»
Духовные потребности объективны по содержанию.
Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают
объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и
социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее
действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей
духовно-культурные ценности их жизни» . В то же время духовные потребности субъективны
по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их
общественного и индивидуального сознания и самосознания.
Развернутую классификацию духовных потребностей дал
Ю.В. Шаров . Среди них он выделил следующие потребности:
1.
потребности
трудовой деятельности;2.
потребности
общения;3.
нравственные
потребности;4.
эстетические
потребности;5.
научно-познавательные
потребности;6.
потребности в
укреплении здоровья;7.
потребности
воинского долга.
Существенной
стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей,
который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с
творческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, даже
если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс
сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек
обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя»