Грибоедов сначала назвал свою пьесу "Горе уму", затем изменил название ** "Горе от ума"....

0 голосов
129 просмотров

Грибоедов сначала назвал свою пьесу "Горе уму", затем изменил название на "Горе от ума". Какой новый смысл появился в окончательном варианте по сравнению с первоначальным?


Литература (20 баллов) | 129 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Это произошло после общения с С.Н. Бегичевым. Он внес несколько замечаний, в ответ на которые Грибоедов кардинально поменял первоначальную идею и название. Сжег первый акт вчистую...!

В марте 1823 года Грибоедов получил длительный отпуск и приехал в Москву, в это время у него были готовы два акта. О первом впечатлении от комедии рассказал в своих воспоминаниях С.Н. Бегичев: «Из комедии его “Горе от ума” написаны были только два действия. Он прочел мне их, на первый акт я сделал ему некоторые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в нее свой первый акт по листу. Я закричал: “Послушай, что ты делаешь?!!” – “Я обдумал, – отвечал он, – ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове”. И через неделю первый акт уже был написан». 

В автографе ранней редакции комедии действительно отсутствуют страницы, на которых содержалось несколько сцен первого акта. Можно предположить, что Грибоедов согласился с замечаниями Бегичева, испытав свежие московские впечатления, которые позволили ему развернуть новые картины в своей комедии. 

В конце июля 1823 года Грибоедов уехал в имение Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума». Уже в это время комедия получила и свое окончательное название, звучащее более комедийно по сравнению с первоначальным «Горе уму». 

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно -- категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как "Горе уму", восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А.С.Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В "Горе от ума" этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И.А.Гончарова и А.С.Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье "Мильон терзаний" писал: "Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме <...> Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен". Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что "умное действующее лицо" в комедии -- Грибоедов, а Чацкий -- это только "пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями". 

Название пьесы А.С.Грибоедова "Горе от ума" содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на этот вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав "умным" Чацкого, А.С.Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А.С.Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именно из-за традиционного понятия "благоразумия", которое в "Горе от ума" связывается с определенной социальной и политической программой. 

Комедия А.С.Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким -- смешным и одиноким ("один умный человек на 25 глупцов"), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. 

(50 баллов)