Первая фаза становления личности предполагает усвоение
действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и
средствами деятельности.
Принеся с собой в новую группу все, что
составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить
потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в
группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет
теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены
группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как
все», максимально адаптироваться в общности.
Это достигается
(одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых
утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии
растворения в «общей массе».
Субъективно — потому
что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими
деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сферы других людей, имеющих
значение именно для них, а не для него самого. Объективно он уже на
этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность
для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для
него факт.
При этом в групповой деятельности могут складываться
благоприятные условия для возникновения неоформаций личности, которых
до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже
складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню
группового развития и поддерживают этот уровень. Обозначим эту первую
фазу как фазу адаптации.