Проблема благого и неблагого в изменчивости самого
восприятия. Для жаждущего глоток воды - наслаждение. Для пресыщенного -
мука. Для безмятежного - глоток воды. Привязанности создают неведение и
неблагие взгляды.
Мудрость, праджня - есть безмятежное восприятие. Только полагание
чего-то благим - не праджня, а привязанность. Следование чему-то как
благому лишь по причине того, что некто сказал - это благое - не
является праджней, а является привязанностью, неведением и неблагим
поведением, приводящим к страданиям.
Это легко понять на примере воспитания детей. Если Вы требуете от
ребенка определенного поведения, называя его хорошим, но при этом ни
мотивы этого поведения, ни результаты ребенку не ясны, он испытывает
страдания от необходимости этого поведения придерживаться. Таким образом
"благое" знание приводит к неблагим результатам.
Не опираясь на праджню нет возможности различать благое и неблагое. Не
опрокинув ложные воззрения нет возможности опереться на праджню. Не
устремившись к безмятежности нет возможности опрокинуть ложные
воззрения.
Поэтому только полагать: это - благое, а это - неблагое, является
неблагим взглядом, влекущим страдания. Прежде необходимо отбросить
неблагие взгляды, в том числе о том, что считать добром, а что считать
злом. Придерживаться же ограниченных воззрений - значит не обрести опоры
в праджне