Да роман соответствует названию. РВ качестве примера становления личности, я хочу рассмотреть Евгения Базарова - нигилиста, отрицающего все устоявшиеся принципы, абсолютного материалиста. «Природа - храм, а мастерская, и человек в ней работник» - фраза, доказывающая материальный подход ко всему. В начале романа он отрицает все чувства, утверждая, что может лишь «ощущать». В нем нет ни романтики, ни поэзии - все довольно четко и объяснимо. «Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг к другу приелись». Старшее поколение, особенно Павел Петрович Кирсанов, не принимает взглядов молодого человека, считая их глупыми и беспочвенными. «Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».
Своим взглядам на вещи, Евгений пытался научить Аркадия Кирсанова, становясь для него «учителем». Его влияние на Аркадия ярче всего ощущается в начале романа. Переломным моментом послужил разговор двух друзей на стоге сена. Аркадий начинает выходить из под «опеки» Базарова и тот чуть было не подрался с Кирсановым. Из этого эпизода следует, что Базаров сдает свои позиции. Это подтверждает и влюбленность Евгения в Анну Одинцову. Возникший парадокс Базаров решает, уехав к родителям. Постепенно Евгений отходит от принципов нигилизма. обман ярко показывает желание «младших» преобладать и превосходить сознание и мышление своих предшественников.