Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи,
сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам
же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире,
для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе.
Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен.
Только эти дни он называет блаженством.
Мужество и стойкость Мцыри
проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он
знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий.
Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания
старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы
райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни
среди близких.
Побежденный, он духовно не сломлен и остается
положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила
духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и
бездеятельных современников.
Поэма Лермонтова продолжает традиции
передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и
одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как
герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те
годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”,
вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его
поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается
совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые
сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и
отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама
форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со
стремлением глубже раскрыть — рассказать душу. Этот психологизм
произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта,
который в это же время создал социально-психологический роман.
Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в
самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и
поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал... ”).
Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических
тенденций в творчестве Лермонтова.
Лермонтов вошел в русскую
литературу как продолжатель традиций великого Пушкина,
поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии
национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную
культуру свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо
вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты
творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его
стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”.
В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х
годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться
от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу
человека.