Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)
В
своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы
гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы
являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из
мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что
основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою
добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких
насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения
детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой
французской революции, они записаны в американской Конституции, его
педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в
каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших
дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых
является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек
рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми
начинается первая глава трактата, обошли весь мир.
Вольтер (1694—1778 гг.)Творческое наследие Вольтера огромное:
пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго,
что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося
ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера?
Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на
свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также
была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали
существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека.
Дени Дидро (1713- 1784 гг.)Основатель
и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Монтескьё
Французский
писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из
«Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе
законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал
доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с
полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче
наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо,
доставшийся Монтескьё в 1716
г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту
должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные
убеждения парламентской аристократии.