Остап — «классический» воин, боец, надежный и верный друг По характеру он спокоен, иногда излишне молчалив, рассудителен. Он стремится продолжать старинные традиции, чтит своих предков. Проблемы нравственного выбора для него не существует — Остап никогда не колеблется между личными эмоциями и долгом перед Отечеством. Его с уверенностью можно назвать цельной натурой. Являясь воином по своей природе, он безоговорочно принимает нравы и быт Запорожья, нравственные принципы и высокие идеалы своих боевых товарищей. Почтительное отношение к старшим по возрасту и званию у Остапа не переходит в чрезмерную угодливость, подхалимаж. Он может и хочет проявить собственную инициативу, но при этом уважает и мнение окружающих, прислушивается к нему. Но для Остапа имеет значение только мнение «братьев по оружию» — иноземцы и иноверцы остаются для него чужими, ничего не значащими людьми, пожалуй, не имеющими даже права на равное с ним существование.
Второй персонаж — Андрий — показан Гоголем в противопоставлении с Остапом. Несмотря на то, что Остап и Андрий были родными братьями, их характеры полностью противоположны. Остапа можно назвать выходцем из «героической эпохи», прямолинейным и при этом достаточно примитивным. Андрий же — продукт более поздней цивилизации, он обладает гибкостью, некоторой утонченностью, интересуется политическими новостями, торговлей и другими вещами, не имеющими непосредственного отношения к происходящим сражениям. Андрий чутко воспринимает чужую культуру, у него есть зачатки художественного вкуса, способности к пониманию искусства. При этом как воин он не слабее своего брата Остапа — Андрий также проявляет отвагу и смелость в бою. Но при этом он способен абстрагироваться от реальных событий, сделать самостоятельный выбор в сложной ситуации. Повинуясь охватившей его ослепляющей страсти, Андрий переходит во вражеский стан, но при этом он не просто «продается» иноверцам — он хочет сражаться не за абстрактную «Отчизну», а за свое, личное счастье, которое будет немыслимым без любимой женщины. Андрий не хочет участвовать в сражении только потому, что его предки передали ему определенные традиции, духовное наследство — ему необходимо сделать собственные выводы из происходящих событий.