Какое место в системе образо романа Обломов занимает сюжетная линия "Обломов-Агафья...

0 голосов
149 просмотров

Какое место в системе образо романа Обломов занимает сюжетная линия "Обломов-Агафья Пшеницына"?Довершает ли эта линия окончательное"развенчание Обломова или,наоборот в чем-то поэтизирует его образ?


Литература (12 баллов) | 149 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

«Любовь» как смысловой комплекс объединяет три типа любовных 
историй. 
а) Идеальный мир чувств (Обломов — Ольга Ильинская) , где все идеально. Для обоих идеальной сферой пребывания является музыка, она наполняет их неведомыми переживаниями. 
б) Идиллические отношения (Обломов — Агафья Пшеницына) развваются на фоне контрастном предыдущему. Выборгская сторона — это не тенистые аллеи, не горные тропы. Здесь вокруг огороды и деревянные дома, крапива — в канаве и куры во дворе. Этот уголок отделен от прочего мира широкой рекой. Автор в данном случае воссоздает здесь не психологические переживания героев, а обстановку «высшего порядка» , атмосферу чистоты, уюта, покоя. Через них передается состояние Обломова – «покой, довольство и безмятежная тишина» . В «тонком сне» Обломову грезилось, будто «он достиг той обетованной земли, где текут реки меда и молока» . Пробуждаясь, он видел, что рай окружает его наяву: царство солнечного света, пение канареек, аромат экзотических гиацинтов и самое главное — любовь. 
В самом начале этого любовного сюжета образ Агафьи (греч. доброта) являет собой торжество материального начала. Это «простая баба» , весь внутренний потенциал которой исчерпывался словом «глупость» . Примечателен облик вдовы-чиновницы, вернее, «говорящие» детали, задерживающие взгляд Обломова: «затылок» , «шея» , «спина» , «локти» . Ракурс обломовского восприятия героини в большинстве случаев 
предполагает «вид сзади» . В то время как пластика внешнего выражения образа Ольги обратная: детали облика — глаза и брови, недвижные губы, ракурс видения — «вид спереди» . 
Однако в последней части романа, когда любовь пробудила в Агафье качества высшего порядка, преобразила ее, героиня становится похожей на подвижниц со страниц древнерусских житий: живет она в полном согласии с миром, в душе ее — тишина и покой. Местом ее подвижничества был дом, как и у ее возможного прототипа Ульянии Осорьиной — она труженица, устроительница домашнего очага. Любит Агафья по-евангельски, «не превозносясь» и «не ища своего» . Для Ольги любовь была одним из 
средств самоутверждения. Агафья ничего не стремится «сжечь и развеять» . Внутренняя логика образа Пшеницыной обусловила ее преображение из «простой бабы» в подвижницу духа. В свое время Аполлон Григорьев тонко заметил, что Агафья «гораздо 
более женщина, чем Ольга» . Это вполне созвучно авторской концепции развития образа, согласно которой Агафья должна соответствовать русским архетипическим представлениям о женском достоинстве. 
в) «Разумное сосуществование» (Штольц — Ольга Ильинская) . Эта история параллельна идиллической истории любви Обломова и Пшеницыной. Чувства героев полны изысканности, «тончайшей игры ума» . Здесь также нет места плотскому влечению.

(188 баллов)