Варны и касты в Индии - понятия почти тождественные, только понятие
"варн" относятся к "людям", а понятие каста ещё и к "нелюдям"ВАРНЫ
(санскр. – «цвета» , «буквы» , «звуки» , «роды» , «разряды») , четыре
социальные общности, на которые делилось древнеарийское население Индии:
– жрецы-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы и торговцы-вайшьи и
слуги-шудры. В гимне Ригведы четыре варны производятся в нисходящем
порядке из тела Первочеловека-Пуруши: жрецы – из его уст, воины – из
рук, вайшьи – из бедер и слуги-шудры – из ног. Употребление самого слова
«варны» в значении социальных общностей относится к несколько более
поздней группе текстов, но именно трактовка ведийского гимна о Пуруше,
по которой иерархия этих общностей имеет космогоническое происхождение,
стала определяющей для брахманистской идеологии. Брахманистская
концепция варн может быть сведена к трем основным пунктам: 1) только
члены первых трех варн могут проходить обряд инициации, допускающий их к
изучению Веды и, соответственно, закона дхармы и делающий их
«дваждырожденными» (рожденными духовно) ; 2) каждая варна имеет круг
дозволенных занятий (для брахманов – изучение священных текстов,
обучение им других, совершение жертвоприношения для себя и для других,
раздача и получение даров; для кшатриев – охрана подданных, раздача
милостыни, жертвоприношения, изучение Вед; для вайшьев – выпас скота,
торговля, ростовщичество, земледелие, изучение Вед, жертвоприношения;
для шудр – только послушное служение трем высшим «сословиям») , и
законным является только нарушение этого круга обязанностей в условиях
нужды; 3) члены всех варн должны следовать эндогамии, смешанные браки
являются причинами деградации всего общества; 4) все четыре варны должны
следовать общей дхарме – добродетелям невреждения, правдивости,
честности, целомудрия и самообуздания; 5) кроме четырех варн существуют
вневарновые (варварские и иноземные) племена, представители которых не
могут рассматриваться как полноценные люди, то есть "нелюди" и на
которых не распространяются законы дхармы, ибо они не происходят от
Пуруши (первого человека) . Последняя, самая низшая так называемая
"оскверняющая" каста (вневарновая) - неприкасаемых, вообще не происходит
от Пуруши (как ни странно, но для них у Пуруши просто не нашлось частей
тела) , а следовательно, эти люди - "нелюди", в этнологическом смысле
потомки древнеиндийских племен, завоеванных ариями - "чандала",
"неприкасаемые", даже простое прикосновение к которым людей из варновой
касты может их "осквернить".В общем смысле Каста (от порт. casta, то
есть, род, поколение и происхождение) — закрытое сословие и группа
людей, дорожащих своим местом в социальной иерархии...