Развитие общества – результат деятельности людей. В процессе деятельности и
происходит формирование и самореализация человека.
Иногда по отношению к тому или иному человеку употребляется понятие – личность.
Личностными признаются такие качества человека, которые определяют его образ жизни и
самооценку индивидуальных особенностей.
«Личность» - многозначное слово. Одно из значений понятия «личность» выражает
сущность человека – самое главное, как уже было сказано, присущее данному человеку,
совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Речь идет о свойствах
разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли
помочь, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово. И, разумеется, очень важно, есть
ли у человека
свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно
принять решение и до конца отвечать за свои действия.
Очень выразительно определил личность великий немецкий философ Иммануил Кант
(1724-1804 г.г.): это способность человека быть господином самому себе. Это значит – обладать
развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата
других людей. Личность, по мнению И. Канта, должна иметь твердые принципы, а к твердым
принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека – честность и
порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.
Личности способствуют движению общества вперед, его процветанию и развитию.
Личности оставляют яркий след в истории государства, память о себе.
Воспитание личности начинается с детского возраста, по капельке, по чуть-чуть. Ребенок
воспитывает в себе все, что видит, слышит и чувствует. Личностью не рождаются, личностью
становятся. Надо очень постараться родителям, учителям, обществу, чтобы вырастить из
ребенка не просто образованного и воспитанного человека, а личность.
Последнее десятилетие теория и практика обучения мало обращалась к духовному,
гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных качеств.
Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного
переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.
Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности – ее нравственным
содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными
ценностными ориентациями, мироощущением.
Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его
формах) – духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства
приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Чтобы выполнить поставленную задачу, надо постараться для учителя создать минимум
условий. Я знаю у некоторых педагогов изобразительного искусства нет до сих пор
постоянного кабинета, нет необходимых технических средств, нет свободного дня для
творчества и т.д.
И это в наш то XXI век? Но несмотря на все, учителя у нас оптимисты и мечтатели, добрые и
отзывчивые. Сегодня участники конференции поделятся опытом, как они на уроках искусства
развивают у учащихся не только интерес к прекрасному, доброму и полезному, а также
способствуют формированию личности, которая так необходима для духовного возрождения
России, укрепления ее статуса в мировом сообществе, как великой державы в сфере
образования, культуры и искусства.