Часть кинетической энергии вращения коленвала (от предыдущего цикла) идёт на сжатие рабочей смеси. Можно сказать, что на этом этапе происходит преобразование кинетической энергии вращения коленвала в потенциальную энергию сжатой топливно-воздушной смеси и внутреннюю энергию смеси (температура сжатого воздуха и капель топлива повышается).
Потом происходит поджиг смеси.
Высвобождается энергия сгорания топлива. Это тепло резко повышает температуру рабочего тела двигателя (на этом этапе в качестве такового выступают газообразные продукты сгорания). Энергия нагретого рабочего тела частично расходуется на механическую работу по перемещению поршня и, через соответствующие механизмы - на раскрутку коленвала, полезную работу двигателя и на сжатие топливно-воздушной смеси в следующем цикле работы.
Частично рассеивается в окружающем пространстве вместе с продуктами сгорания (внешняя среда играет роль холодильника).
Частично идёт на нагрев конструкции и, в конечном итоге - опять же рассеивается в холодильнике.
Таким образом, имеет место переход кинетической энергии в потенциальную, переход механической энергии в тепловую, высвобождение энергии в форме тепла и света в ходе образования химических связей в процессе окисления топлива (горения) и расход части внутренней энергии нагретого рабочего тела двигателя на механическую работу двигателя и на создание запаса кинетической энергии для следующего цикла.