Для Мцыри, как и для всех любимых мятежных героев Лермонтова, смысл жизни — в борьбе. Бунт Мцыри не направлен на разрушение нравственных норм и человеческих традиций. Монастырь, куда попадает маленький пленник, вовсе не является злой, угрюмой средой. Напротив, монахи были добры к мальчику. И все же он не может оставаться там, потому что это противно всему его существу, даже не сознанию, а его естественной натуре. Он стремится:
"От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы..."
Мцыри жаждет вернуться к самому себе, в естественный для него простой и понятный мир, в родную, близкую природу, противопоставленную чужому миру, где человек может быть угнетен человеком, где подавляется естественное чувство личности. Вот почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит спасение и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык:
"Мне было свыше то дано".
И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой того же самого мира:
"Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков".
В поэме "Мцыри" Лермонтов выразил свои самые сокровенные думы.
Мотив одиночества звучит во многих произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Не исключение и "Мцыри". Откуда это? В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от "безвременья". Ощущение одиночества исходит от внутреннего мировоззрения писателя. Он так чувствовал и воспринимал действительность. Поэтому и герои его произведений, такие как Печорин, Арбенин и Мцыри, постоянно испытывали внутреннюю борьбу и одиночество.