В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
изображены
два генерала. Это бывшие чиновники, которые дослужились до
генеральского звания. Всю жизнь они служили «в какой-то регистратуре» ,
которую впоследствии упразднили «за ненадобностью» . «Там родились,
воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» . Генералы
настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и
думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею
подают» . Только попав на необитаемый остров, генералы узнают, что
«человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях
растёт» , и догадываются, что «если, например, кто хочет куропатку
съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить» .
Всю
жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных
канцелярских бумаг. Ничего иного делать они не умеют и, оказавшись на
острове, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают» , в ручьях
рыба кишит, а на деревьях плоды висят, чуть не умирают с голоду и едва
не становятся людоедами. Бездельники, привыкшие к паразитической жизни,
они даже не сомневаются в своём праве на чужой труд и убеждены в том,
что если бы им удалось найти мужика, то «он бы… сейчас и булок бы подал,
и рябчиков бы наловил, и рыбы» . Уверены они и в том, что «мужик везде
есть, стоит только поискать его! » После долгих. поисков они находят
мужика, который спал под деревом и, как им кажется, «самым нахальным
образом уклонялся от работы» .
Народ, говорит своей сказкой сатирик,
создаёт все блага жизни, но в эксплуататорском обществе они достаются
угнетателям. Генералы и олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик -
народ и его судьбу.
Угнетатели жадны и злы, тупы и ленивы,
неблагодарны и трусливы, народ бескорыстен и добр, находчив и
трудолюбив, отзывчив и смел. Но на наглость и жестокость угнетателей он
отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. С
горькой иронией рассказывает сатирик о том, как «громаднейший мужичина»
безропотно трудился на генералов.
«И зачал он перед ними
действовать. Полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по
десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в
земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их
друг об дружку - и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал
силок и поймал рябчика. Наконец, развёл огонь и напёк столько разной
провизии, что генералам даже пришло на мысль: не дать ли и тунеядцу
частичку?» .
Народ мастер на все руки, и мужик в сказке вскоре
изловчился даже в пригоршне суп варить. Когда же соскучившиеся генералы
«начали… нудить мужика» , чтобы доставил он их в Петербург, выстроил
мужик «корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было
океан-море переплыть» , и перевез генералов в Петербург. В Петербурге
генералы в казначействе столько «денег загребли» , что «того ни в сказке
сказать, ни пером описать» .
«Однако, - с уничтожающим презрением
заканчивает Щедрин сказку, - и об мужике не забыли; выслали ему рюмку
водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» .
«Повестью о том, как
один мужик двух генералов прокормил» Щедрин воспитывал ненависть к
тунеядцам и эксплуататорам, бросающим народу жалкие подачки. Но в этой
ранней своей сказке писатель осмеял не только паразитизм господствующих
классов. Революционный демократ, единомышленник Чернышевского,
Добролюбова и Некрасова, он как бы обращался к народу с тем же вопросом,
с каким к народу обращался Некрасов: "Чем хуже был бы твой удел, Когда б
ты менее терпел? "
С горечью и болью говорил Щедрин о долготерпении
народа и его покорности угнетателям, о том, что по приказу генералов
мужик свил верёвку и «этой верёвкой генералы привязали мужичину к
дереву, чтоб не убёг» .
Гневное обличение дармоедов-эксплуататоров,
осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ
сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и
бесчеловечный строй, - таков идейный смысл произведения.