. Образование итальянского национального государства
В начале 50-х годов Италия продолжала оставаться разделенной на ряд самостоятельных государств. Раздробленность страны сочеталась с чужеземным гнетом. Ломбардия и Венеция по-прежнему находились под господством Австрии; в Риме стояли французские оккупационные войска, в Романье, входившей в состав папской области, - австрийские.
Во всей стране после поражения революции 1848-1849 гг. царила жестокая реакция. В Ломбардо-Венецианской области австрийцы установили режим военно-полицейской диктатуры, сурово подавлявшей всякое проявление национальных чувств итальянского населения. В папских владениях и в Неаполитанском королевстве шла беспощадная расправа над участниками недавних революционных событий, сотни борцов за свободу и независимость Италии были казнены, многие тысячи брошены в тюрьмы, отправлены на каторгу. В большей части итальянских государств был восстановлен абсолютистский режим.
Экономическое развитие
В 50-х и 60-х годах экономика Италии заметно продвинулась по капиталистическому пути. В северных областях, где уже происходил промышленный переворот, - в Сардинском королевстве (Пьемонте) и Ломбардии, отчасти в Тоскане, - возникли новые отрасли промышленности: бумагопрядение, металлургия и машиностроение. В 1858 г. была создана крупная машиностроительная компания «Ансальдо», еще ранее основаны большие металлургические заводы «Эльветика», «Тейлор» и др. Продукция хлопчатобумажной промышленности увеличилась за эти два десятилетия в 4 раза. Производство шелковых изделий возросло вдвое. Большое экономическое значение имело железнодорожное строительство: к 1859 г. было построено 1707 км железных дорог. Росла внутренняя и внешняя торговля.
Значительно медленнее шло развитие капитализма в Неаполитанском королевстве и в папских владениях. Здесь господствовали полуфеодальные отношения. Крестьянство, страдавшее от безземелья, арендовало землю у крупных помещиков на кабальных условиях, жило в глубокой нищете.
Рост капитализма требовал создания единого внутреннего рынка, а следовательно, и объединения страны. Возросшее национальное самосознание итальянского народа не мирилось с политической раздробленностью. Достижение государственного единства Италии становилось главной безотлагательной задачей.
Считая, что для объединения Италии одних сил Сардинского королевства недостаточно, Кавур и поддерживавшие его круги рассчитывали разрешить эту задачу с помощью крупных европейских государств, в первую очередь Франции. Кавур вступил в тайные переговоры с Наполеоном III. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Сардиния примкнула к антирусской коалиции и послала в Крым корпус в 15 тыс. солдат. За это Наполеон III обещал Кавуру поддержку Франции. Для итальянского народа участие в войне против России было ненужным, более того, вредным делом. Но Кавур и его единомышленники связывали с этой политикой большие надежды.