Методика синтаксиса.
Познавательные цели: - знакомство с основными синтаксическими понятиями.
Практические цели: - формирование синтаксических умений.
Содержание обучения синтаксису составляют синтаксические понятия. Словосочетание, предложение – основные синтаксические понятия. Члены предложения, главные, второстепенные члены предложения, грамматическая основа – синтаксические единицы. Виды предложений по интонации (воскл, невоскл), по цели высказывания (повеств, вопр, побуд).
Синтаксические умения: - научить учащихся различать словосочетания от предложений,
- находить грамматическую основу предложения,
- различать простые и сложные предложения,
- производить синтаксический разбор,
- составлять схему предложения,
- составлять предложение по схемам,
- использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной речи.
Принципы в изучении синтаксиса:
- морфолого-синтаксический: сопоставление членов предложения и частей речи. Для того, чтобы учащиеся научились различать части речи и члены предложения необходимо предлагать им предложения с нетипичными случаями выражения того или иного члена предложения.
– интонационный: сопоставление синтаксической структуры предложения и интанационного оформления. Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на употребление в собственной речи: 1. нахождение синтаксических структур в тексте, 2. составление словосочетаний и предложений указанной структуры, 3. составление словосочетаний и предложений по схемам (чтение синтаксических схем), 4. полный или частичный синтаксический разбор. В методике выявляют специальные виды работ, способствующие формированию системы знаний по синтаксису.
Синтаксис - верхний ярус владения языком. Простые синтаксические конструкции осваиваются в 3-7 лет. К 7 годам ребенок говорит сложными предложениями с использованием вводных конструкций.
Задачи и цели обучения синтаксису и пунктуации в школе: знать устройство синтаксической системы русского языка; навык постановки знаков препинания, развитие речи школьника, связанное с использованием в речи (письменной и устной) сложных синтаксических конструкций; развитие навыков устного связного высказывания (монолога) и развитие связной речи на письме (высказывание мыслей, сочинение).
Основной курс синтаксиса в 8-9 классах: словосочетание и предложение, двусоставные и односоставные предложения, полные и неполные, с однородными, с обращениями, вводными словами, междометиями.
Школьный курс русского языка делится на 2 части. Предварительный этап (пропедевтический) – 5-7 класс. Сведения о синтаксисе рядом с пунктуационными правилами, правилами постановки знаков препинания. Второй этап – систематический - 8-9 класс – словосочетание, грамматическое значение словосочетания, зависимые и главные, типы связей.
Синтаксис в школе изучается как основа пунктуационных умений и совершенствования культуры речи. Большое внимание уделяется синтаксическому анализу в разных вариантах и связям с морфологией. В истории преподавания русского языка существует три взгляда на связь пунктуации и синтаксиса, три теории, согласно которым человек ставит знаки препинания в тексте: грамматический (отразился в школьном курсе, Буслаев, Ушинский, Тихомиров, знаки ставятся в зависимости от грамматического строения и значения словосочетаний и предложений); логический подход (логическая теория, Абакумов, в основе пунктуации лежит смысловая природа, интонационная (Пешковский, синтаксис и пунктуация в процессе становления, главное – интонирование).