Особое место в истории русского искусства занимают женские портреты
Тропинина. Ему, как никому другому ни до, ни после него, удалось
выразить новое отношение к женщине не только как к изящному украшению,
но и как к матери, жене, хозяйке, подруге. Василий Андреевич
Тропинин был крепостным художником графа Моркова и только в 1823 году в
возрасте 47 лет получил вольную и в том же году выставил в Академии
художеств свою «Кружевницу» , которая была тепло встречена публикой и
сразу завоевала популярность. Он изобразил ее с большой душевной
теплотой, стараясь попасть в тон карамзинской «Бедной Лизе» . Этим
портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна
и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Художник открывает нам
красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. В
набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые,
согбенные, некрасивые, убитые работой. А в картине главным является
другое - желание показать, что и простая девушка может быт прекрасна и
внешне и душой. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И простая
девушка любить умеет! » - и для всех это явилось открытием. В
журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение
тропининским пониманием образа крестьянки и современник его П. Свиньин
отмечал: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на
сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства:
приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный,
естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и
тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в
ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором,
работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой
кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».