В современной школе большое внимание уделяется проблеме нравственного
воспитания школьников. Мы справедливо можем утверждать, что в школе нет
другого места, кроме кабинета литературы, где бы можно было поговорить о
жизни, о душе, о добре и зле; о возможности и умении применять знания по
литературе за пределами школы.
Я выбрала эту тему потому, что мы можем потерять молодое поколение,
если не будем уделять этой проблеме должного внимания. На сегодняшний день
картина действительности не радостная. О каком формировании нравственности
на уроках литературы можно говорить, если по телевидению нам показывают
губернатора, о котором известно, что он вор. Какая картина общественной
жизни открывается школьнику, когда он смотрит передачи, посвященные
деятельности крупных чиновников. Видя это, учащиеся сами начинают совершать
безнравственные поступки. Я приведу в пример отрывок из письма одной
пятнадцатилетней девушки. Она писала: «Почему люди так равнодушны? Недавно
наблюдала в автобусе сцену: хулиган пристает к женщине, а все пассажиры
отвернулись к окошку – делают вид, что не замечают. А ведь среди них были
молодые сильные мужчины, которым осадить хулигана – пара пустяков. Вот нам
в школе все время говорят про активную жизненную позицию, но человеку с
такой позицией гораздо труднее, чем тому, кто поступает по принципу «моя
хата с краю». У этих жизнь спокойная и тихая». А почему так происходит?
Почему на уроках литературы учащиеся говорят о внутренних духовных
качествах, а в жизни видят совсем другое?
Эта проблема остается на сегодняшний день самой актуальной. Вспомним
слова К.Д. Ушинского: «….Воспоминание, совершенствуясь, может далеко
раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и
нравственных».
«Развитие личности как характера прямо пропорционально развитию в ней
самостоятельности , т.е. способности твердо стоять на собственных ногах», -
писал Г.В. Плеханов. Самостоятельно стоять на собственных ногах – значит,
прежде всего, твердо придерживаться в жизни нравственных убеждений, уметь
поступать нравственно. Если для нас и наших учеников нравственный критерий
оценки событий, явлений, людей станет не просто основным, но единственным,
тогда многое изменится в сознании школьников, их родителей, а значит, и в
нашей жизни.