Реформы 60–70-х годов придали значительное ускорение экономическому развитию страны и во второй половине XIX века происходит перестройка всего хозяйства страны. Освобождение крестьян дало возможность расширить применение наемного труда, что способствовало накоплению капитала и развитию капиталистических отношений. Однако вместе с тем в экономике значительно сохранялось крепостничество.Промышленность развивается циклично: в 60–70-х годах наблюдается бурный рост, затем спад 80-х годов, и снова рост в 90-х годах.В промышленности происходит переход от мануфактур к фабрично-заводскому производству (замена ручного труда паровыми машинами, дробление труда на отдельные мелкие операции). Ускоренному переходу способствовало активное железнодорожное строительство и развитие смежных отраслей (угольной, металлодобывающей, машиностроения). Протяженность железных дорог к 80-м годам XIX века составило более 20 тысяч верст. Для железнодорожного строительства создаются крупные финансовые объединения из акционерных обществ и коммерческих банков. Развитие железнодорожного транспорта стало стимулом к развитию торговли, что резко активизировало государственные финансы. Однако структурная перестройка охватила только отдельные отрасли и районы. В целом же преобладала мануфактурная и ремесленная промышленность.Бурный экономический рост в начале 80-х годов сменился экономическим спадом, который удалось преодолеть только к началу 90-х годов. В это время начался новый экономический подъем, продолжавшийся до начала ХХ века. В 90-х годах были построены такие крупные железнодорожные магистрали, как Транссибирская и Ташкентская. К началу ХХ века железные дорогисоединили все губернии европейской части России. Центром металлургического производства становится Донбасс и Криворожье. Роль мануфактурно-крепостного Урала заметно снизилась.Значительный экономический рост был ускорен политикой