В основе сюжета «Мцыри» лежит традиц. романтич. ситуация — бегство из неволи, получающая у Л. свое развитие и разрешение. Однако специфика данного романтич. конфликта заключается в том, что побег Мцыри из монастыря в естеств. среду не есть приобщение к новому культурному миру (как путь пушкинского Алеко) , а является разрывом с органически несвойственным ему мироощущением и образом жизни ради возвращения к самому себе, к истокам и первоосновам собств. бытия — к тому, от чего он был насильственно отторгнут. Бегство Мцыри — это почти чистый порыв, самодостаточный своим стремлением к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях; функция этих образов двояка: сливаясь с главным героем в естественности порыва, они помогают выявить непоколебимую силу его духа.
Чуждый окружающему его миру людей, Мцыри, несмотря на всю силу своего желания слиться с родным ему миром природы, остается чуждым и ему: незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага.
В конце поэмы Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет.. .
В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа - единственный друг и брат.
Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви