История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н. э. , он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.
Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых) , целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.
По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.
Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.
Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть) , из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.
Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме - юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты - жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу - круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.