Онегин — петербургский герой,
аристократ, столичный денди. Образ жизни его, занятия, интересы, увлечения —
все это не выходит за рамки обыденной светской живни. Балы, театр, прогулки на
бульваре, интриги, романы и флирт — это все, что занимает ум и сердце юного
философа. Жизнь его пестра и насыщенна, полна «блистательных побед», «вседневных
наслаждений», но счастлив ли Онегин? На этот вопрос Пушкин отвечает: «нет».
Светская суета, балы, друзья и дружба, «кокетки записные» — все это быстро
наскучило герою.
Нет: рано чувства в
нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
«Идеалы» героя
породили в нем чувство превосходства над окружающими, презрение к людям и
чувство особого доверия к себе самому, собственной интуиции, уму, внутреннему
голосу. «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать Людей», —
мимоходом замечает ПушкинМы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в
Наполеоны;
Двуногих тварей
миллионы
Для нас орудие
одно;
Нам чувство дико и
смешно.
Волей судьбы
Онегин попадает в деревню, и «перемена мест» порождает в нем надежду на изменение
жизни. Здесь у Пушкина ощутим романтический мотив — бегство героя из мира
цивилизации в мир природы.
Но надеждам
героя не суждено сбыться: ему по-прежнему нечем заняться — к природе он
равнодушен, хозяйство и обычная жизнь помещика его не прельщают, интересы соседей,
их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» кажутся ему пошлыми
и бессодержательными. Он знакомится с Татьяной Лариной, она влюбляется в него,
казалось бы, «счастье так близко...», но Онегин не допускает самой возможности
его.Противоречивость героя, внутренний конфликт особенно отчетливо проявляется
в его объяснении с Татьяной. Татьяна в романе олицетворяет собой ту цельность
мира, то истинное, подлинное, настоящее, к чему так тянется душа героя.
Однако чувства Онегина сталкиваются с его прошлым жизненным
опытом, и герой не верит в саму возможность обретения счастья. Найдя свощ
«прежний идеал», герой отказывается от него.
Но в душе его зарождается настоящая, подлинная любовь, которая
оказывается сильнее его «идеалов». И свидетельство тому — дальнейшая
нелогичность и непоследовательность действий «трезвого скептика». Базаров в
романе Тургенева, влюбившись, чувствует, как рушится его «идеология», но,
однако, ничего не может поделать с этим. И далее, начинает делать «глупости»,
несообразные с сухим, рационалистическим мировоззрением: ухаживать за
Фенечкой, участвовать в «рыцарских турнирах», являться к Одинцовой без весомого
повода. Онегин, в отличие от героя Тургенева., не может проанализировать
собственное поведение, но точно так же начинает творить «глупости», которые
заводят его очень далеко.
Рассудок Онегина с этого момента подчинен чувствам — отсюда вся
нелогичность, непоследовательность, «вздорность» его поведения. После
объяснения героев наиболее разумно, логично и благородно для Евгения было бы
избегать каких-либо встреч с Татьяной. И что же? Вместо этого он, с легкостью
поддавшись на уговоры Ленского, едет на именины к Лариным. В доме Лариных
Онегин и вовсе теряет контроль над своими чувствами. Но что же так разозлило
его? Обман Ленского? Присутствие на празднике поместных дворян всей округи?
Пожалуй, главной причиной стало явное смущение Татьяны при встрече с ним.
На
самом деле героиня просто не справилась со своими чувствами — поведение ее
естественно. Холодно и с достоинством в данной ситуации могла бы себя вести
умелая кокетка. Но Онегин не понимает этого, рассматривая все происходящее в
контексте своего жизненного опыта.
Ситуация
изменилась: Татьяна замужем, и узы брака для нее святы. Чувство Онегина, его
преследования, письма — все это оскорбляет ее, вызывает в душе ее гнев, недоумение,
Татьяна не слишком верит в искренность Евгения.
Белинский
назвал Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», так как светская
жизнь развила в нем эти качества, не дав реализоваться природным задаткам его.
Однако Пушкин, обусловливая характер Онегина «типическими обстоятельствами»,
требует от своего героя большего, прежде всего, честности в отношениях с самим
собой, великодушия, сердечности. И в этом смысле «Евгений Онегин» — подлинный
«акт сознания для русского общества, великий шаг вперед для него».