Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу,
которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными
участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с
толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем
наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество,
жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в
своих пьесах. Именно оно и является тем "темным царством", которое
правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как
Калинов.
Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале
произведения мы узнаем о Диком, "значительном лице" в городе, купце. Вот
как говорит о нем Шапкин: "Уж такого-то ругателя, как у нас Савел
Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет". Тут же мы слышим и
о Кабанихе и понимаем, что они с Диким "одного поля ягоды".
"Вид необычный! Красота! Душа радуется", - восклицает Кулигин,
но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни,
которая предстает перед нами в "Грозе". Именно Кулигин дает точную и
четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе
Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в
городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о
невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под
кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и
не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем
новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их
жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех,
кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.
Островский показывает нам типичных представителей этого общества
- Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их
боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, — власть.
Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют
остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы
подчинить себе тех, кто слабее, и "умаслить" тех, кто сильнее. Они
деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное
подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха
бранит "под видом благочестия", то Дикой ругается так, "как с цепи
сорвался". Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет
жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью
вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним
рассуждения Дикого: "Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в
наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да
рожнами какими-то, прости господи, обороняться".
Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них
людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с
рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: "О посту как-то, о великом, я
говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова
возил... Согрешил-таки я: изругал, так изругал... чуть не прибил".
У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им
осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и
слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и
Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про
цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и
смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем "темным
царством", которое представлено в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал
нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где
царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое
проявление к свободе, свободе духа.