Народам Арабского Востока
принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно
средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в
течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская
средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине,
Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период
существования там Кордовского халифата и арабских княжеств.
Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в
прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов Арабского
Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области
науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения
античности.
В исторической науке верное представление об арабской
культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще,
среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно
которому во всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и
воспринявших ислам, существовала единая “арабская” культура. Такое
понимание арабской культуры, некритически следующее средневековой
мусульманской традиции, ведет к отрицанию самостоятельности развития
культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других
народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским
населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние
традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились
ценным вкладом в развитие средневековой цивилизации. Конечно, между
народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья
существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие,
порождавшее черты общности.
Культура народов, населявших Аравийский
полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли
южную, земледельческую Аравию “счастливой” . Здесь с середины первого
тысячелетия до н. э. существовали богатые государства: Минейское, а
позднее Сабейское. В первом тысячелетии до н. э. в северо-западной части
полуострова (так называемой “каменистой Аравии” ) возникло государство
набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим
положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической
торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.
Архитектура и
искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не
достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих
обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений,
плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного
искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются
изображения людей, животных и орнаменты.
Основную массу населения
Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством
в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс
классового расслоения внутри арабского общества и политическая
обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали
условия для возникновения средневекового арабского государства.
Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой
новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом
пребывания основателя ислама и главы арабского государства — пророка
Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства —
халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В VII веке
арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году
Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало
династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале
VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включавшая
Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и
Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.
Источник:
Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры
трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой
художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные
своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих
черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными
художественными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко
выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают
памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта,
Северной Африки и мавританской Испании.