Задачи по теме "Логические выражения" В обычной
школьной и вузовской практике учащимся и студентам предлагаются для
решения те задания, которые представлены в задачниках или составлены
преподавателем. Однако усвоение материала будет более осознанным, если
предоставить ученикам возможность самостоятельно разработать и решить
задачи на указанную тему. Здесь появляется возможность дать волю
фантазии, выдумке, сделать какие-то нестандартные ходы. Всё это идёт на
пользу делу. В настоящей публикации представлены наиболее удачные задачи
по теме "Логические выражения и их запись на языке Pascal", которые
были составлены студентами. Задание они получили в следующей
формулировке: "Составить высказывание, содержащее переменные, которое в
зависимости от их значений принимает значение RUE или FALSE. Записать
соответствующее логическое выражение.". Тема "Логические выражения"
является очень важной при изучении программирования как в школьном, там и
вузовском курсе. Зачастую она остается незаслуженно обойденной, в то
время как именно по этой причине учащиеся затрудняются правильно
построить логическое выражения, являющееся условием в развилке или
цикле. Потому подобного рода задания позволяют акцентировать внимание на
указанной проблематике и лучшей степени подготовить учащихся к изучению
тем "Развилка", "Циклы". Что касается моего задания, то следует
отметить, что некоторые студенты подошли к его выполнению формально,
предложив полные аналоги задач из учебников, но были и своего рода
находки. Ниже приведены сами задания и соответствующие им логические
выражения. 1. Сумма цифр заданного четырёхзначного числа превосходит
произведение цифр этого же числа на 1. Div 1000 Div 100
Mod 10 Mod 100 Div 10 Mod 10 - 1 = ( Div 1000) ( Div 100
Mod 10) ( Mod 100 Div 10) ( Mod 10) 2. Сумма двух последних цифр
заданного трёхзначного числа меньше заданного K, а первая цифра больше5.
( Div 10 Mod 10 Mod 10 < K) A d ( Div 100 > 5) 3.
Заданное натуральное число является двузначным и кратно K.
( >= 10) A d ( C) A d (A C > B) A d (B C > A) A d
((A = B) Or (B = C) Or (A = C)) Для действительных A, B, C
(A B > C) A d (A C > B) A d (B C > A) A d
((Abs(A - B) < 1E-7) Or (Abs(B - C) < 1E-7) Or (Abs(A -
C) < 1E-7)) 8. Среди заданных целых чисел A, B, C, D есть хотя бы
два чётных. Ord( o Odd(A)) Ord( o Odd(B)) Ord( o Odd(C)) Ord( o
Odd(D)) >= 2 9. Прямоугольник с измерениями A, B подобен
прямоугольнику с соответствующими измерениями C, D. Abs(A
/ C - B / D) < 1E-7 10. Дробь A / B является правильной.
(A < B) A d (B > 0) 11. Дано натуральное число —
некоторый год. Этот год является високосным. ( Mod 4 = 0)
A d ( Mod 100 0) Or ( Mod 400 = 0) или ( Mod 4 = 0) A d
o (( Mod 100 = 0) Xor ( Mod 400 = 0)) Список литературыПути
решения изложены в эскизном проекте соответствующей модернизации
экспериментальной РЛС «Дута-2» в районе Николаева, разработанном в 1981
году. Осенью 1981 года директор НИИДАР (Марков В.И. Прим. автора.)
сначала отложил рассмотрение этого проекта на НТС предприятия, а как
следствие и представление его заказчику. Затем, в связи с переводом
опытно-конструкторской работы «Дуга-2М» в научно-исследовательскую
экспериментальную работу НИЭР «Дуга-2М», он потребовал разработку и
утверждение нового ТТЗ. На это Заказчик (Прим. Автора. Минобороны, 4
ГУМО), по понятным в частности для меня мотивам, не дал согласия и
предложил оформить «Решение...», которое определило бы порядок
выполнения НИЭР «Дуга-2М» на основе ранее утвержденного ТТЗ на ОКР
«Дуга-2М». Многократные попытки сблизить решение директора НИИДАР с
мнением «Заказчика» к успеху не привели. Такое отношение его к данному
вопросу, тем более выраженное в отказе подписать ТТЗ на
совершенствование радиолокационного узла «Дуга№1» только из-за того, что
в нем предусмотрена задача оценить в эскизном проекте возможности узла
по обнаружению запусков одиночных и малых групп МБР с последующим
уточнением при испытаниях, естественно, снизило настойчивость
исполнителей в доведении данного вопроса до нормальных условий
выполнения работы.