Церковный раскол - тема, достаточно актуальная для российского государства
т.к. история России неразрывно связана с историей русской Церкви. Любые социальные
и политические события так или иначе отражались на событиях происходивших в Церкви.
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших
название старообрядцев, или раскольников.
Любое кризисное время так или иначе сказывалось на положении Церкви. Одно
из самых тяжёлых времён в истории России - Смутное время - также не могло не сказаться
на её положении. Волнение в обществе привело к его расколу, далее последовал раскол
Церкви.
Событиям, связанным с церковной реформой Никона, в историографии придаётся
большое значение. Н.М. Никольский охарактеризовал патриарха Никона, его реформаторскую
деятельность и отношение к противникам церковных реформ совершенно в строгом соответствии
с исторической правдой. И с данной им характеристикой полностью солидаризировались
другие советские ученые, исследующие старообрядчество и русское сектантство. Как
отмечал Н.Ф. Каптерев, действия Никона по изменению церковных обрядов вызвали смятения
умов в русском обществе. Эта точка зрения, сформулированная ещё в конце XIX в. была принята практически всеми историками. А.В. Карташев, например, писал
о "широкой гласной протопопской оппозиции" патриарху. С. Зеньковский полагал,
что изменения обрядов потрясло современников. Оно "было чем-то неслыханным
в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви".
Совсем недавно была предложена иная трактовка начального периода раскола.
Американский историк Георг Михельс, проанализировав ранние источники старообрядчества,
пришёл к выводу, что церковная реформа поначалу не вызвала широкого протеста в народной
среде и что русское общество в массе своей оставалось равнодушным к изменениям в
богослужебном чине и к правке литургических книг. Против Никона выступала только
небольшая группа лиц, не оказавшая заметного влияния на современников.
Цель данной работы: раскрыть суть церковного раскола.
Задачи: определить предпосылки, причины и последствия раскола РПЦ.
Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667
гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их
наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение
Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства,
в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители
низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские
феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась
проповедь ухода (во имя сохранения "старой веры" и спасения души) от зла,
порожденного "антихристом".