Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что
второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь
был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом
смысле слова – ни по своей натуре, ни по делам.
Рассмотрим вначале его характер.
Если
второй Романов и обнаруживал некую «тихость» , то лишь в первые годы
своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень
быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю
языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он
прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович
умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние
сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например,
какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря
отцуНиките, который, выпивши, подрался с размещенными на постой
стрельцами:
«От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси
врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева
дома и
единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому
пронырливому злодею казначею Миките» .
Таков
был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался
вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не
бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его
воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это
наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину,
надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь?
Вряд ли.
Протопоп Аввакум обличает: "...И царя тово враг божий
омрачил, да к том величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго,
тишайшаго,
самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова,
великаго, — больше всех святых от века! — да помянет господь бог во
царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков» .
Но
царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: "А царь-ет, петь, в те поры
чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще
гордости той! " и т. д.
Что касается дел, то в царствование
Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от
своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные»
, боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало» .
А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко
козел скоча по холмам и ветер гоняя» . Да и когда было Алексею
Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом,
война за войной. Сами современники называли XVII век – «бунташным веком»
.
Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к
правильному пониманию прозвища «Тишайший» . Его истоки лежат в старинной
формуле «тишина и покой» , которая символизировала благоустроенное и
благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и
тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву"
(особый словесно-музыкальный жанр) . Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины".
Алексей
Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В
одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила
Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его,
благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и
великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во
всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное
христианство безмятежно тишиной светилось».