Место дуэли определила в 1881 году специальная комиссия, в состав которой входил первый биограф поэта профессор П.А. Висковатый и свидетели Евграф Чалов, державший лошадей участников дуэли, а также Иван Чухнин, брат извозчика Кузьмы Чухнина, по преданию, перевозившего тело Лермонтова с места дуэли в Пятигорск. Это произошло спустя сорок лет после трагической гибели великого поэта М.Ю. Лермонтова. Тогда же на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамидка.
Еще через 20 лет эта пирамидка была заменена деревянным памятником. Но вскоре он разрушился. Только в 1915 году, наконец, был установлен на месте дуэли каменный памятник-обелиск. Автор его - скульптор В.М. Микешин. На памятнике под горельефом поэта даты: «1814-1841». Ограда построена несколько позже, но в том же 1915 году.
В истории гибели Лермонтова много загадочного. Летом 1841 года он руководил летучим отрядом и ввязывался в такие переделки, из которых обычный человек выйти живым не мог. Лермонтов словно искал смерти, а она отворачивалась от него. И, тем не менее, он знал, что скоро погибнет. 13 июля на балу у Верзилиных Лермонтов по привычке поддразнивал хозяйку, но, неожиданно оставшись тет-а-тет, он изменился в лице, взгляд его стал застывшим и он сказал: "Эмилия! Прошу Вас на один только тур вальса, последний в моей жизни". Ссоры с Мартыновым ещё не произошло, и Эмилия не придала этим словам какого-либо значения. Мало кто заметил перепалку, возникшую между Лермонтовым и его однокашником Мартыновым. Лермонтов считал его одним из своих друзей и постоянно по-дружески задирал, высмеивая излишне героическую внешность приятеля.
Дуэль Лермонтова с Мартыновым состоялась 15 июля 1841 года. Диспозиция у противников была как у Печорина и Грушницкого в "Герое нашего времени", однако Лермонтову была уготована участь Грушницкого, а не Печорина. Он стоял выше по склону лицом к Бештау. Мартынов - ниже, лицом к Машуку. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, считая повод для дуэли ничтожным, и принес ему свои извинения, но Мартынов в ответ закричал: "Стреляй скорее!" Лермонтов выстрелил в воздух. Условия дуэли были жесткие - три выстрела с семи шагов. Дуэль была против правил, без врача.
Лермонтов со странной улыбкой наблюдал за Мартыновым. Мартынов долго целился. Начался дождь. Раздался раскат грома, а вслед за ним - выстрел. Лермонтов упал как подкошенный. Секунданты поехали за врачом, но разразилась буря и только поздним вечером тело Лермонтова было перевезено в Пятигорск на его квартиру.
Во всей этой истории была одна странность - траектория пули в теле Лермонтова. Она вошла под нижним ребром, а вышла через шею, пронзив внутренние органы по диагонали. Чтобы послать так пулю, Мартынов должен был лежать у ног противника и целиться почти отвесно вверх. И еще: канал подобной длины могло оставить оружие, обладавшее значительно большей начальной скоростью пули, скорее всего нарезное, вроде штуцера. Однако ни Мартынов, ни другие свидетели дуэли так и не приоткрыли завесу над произошедшим, унеся с собой тайну драмы под Пятигорском.