…издалёка, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока… Этот чужестранец, не знающий русского языка и презрительно относившейся к стране, в которой жил, не задумываясь выстрелил в Поэта. Я думаю, что Лермонтов имеет в виду не только буквальный выстрел Дантеса, но и его клевету на Пушкина, которая мучила великого Творца при жизни и, в конце концов, убила его. Лирический герой убежден, что убийца должен был задуматься о том, на кого он поднимает руку. Пушкин – национальное достояние, его нужно беречь и всячески охранять. И даже если бы этот поэт был неправ, никто не смеет покушаться на него, потому что такому таланту простительно все. Но светская толпа, выразителем идей которой стал Дантес, не понимала и не осознавала это. Она способна лишь травить и уничтожать любое проявление творчества, силы, света, все то, на что это толпа неспособна и чему завидует. В этом стихотворении Лермонтов рисует портрет светского общества, называет его основные черты: «свет завистливый и душный», «клеветникам ничтожным», «словам и ласкам ложным». Лирический герой недоумевает: как Поэт мог так обмануться? Зачем он поверил лживой толпе? И вот печальный итог его обмана: Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. Лирический герой не раз упоминает, что гибель Поэта требует отмщенья. Вероятно, Лермонтов видит себя в этой роли. Поэтому финальная часть «Смерти Поэта» представляет собой гневную и обличительную роль, направленную прямо к обществу. Здесь лирический герой прямо выражает свое отношение с помощью перифраз: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!», «наперсники разврата». Но и этих людей ждет страшный суд и наказание: Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! Передать пафос стихотворения, всю силу возмущения лирического героя помогают средства художественной выразительности. Это эпитеты («гордой головой», «свободный, смелый дар», «пустое сердце», «миг кровавый», «ревности глухой» и т.д.); метафоры («пустых похвал хор», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали дар», «На ловлю счастья и чинов заброшен», «И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него» и т.д.). Кроме того, есть здесь сравнения («как светоч»), перифразы («Угас дивный гений, Увял торжественный венок» и др.) Таким образом, «Смерть Поэта» - яркий пример публицистической гражданственной лирики Лермонтова, раскрывающей судьбу Поэта в мире серости и посредственности.