Тема свободного человека – главная в рассказе А.М. Горького «Старуха
Изергиль». В трех романтических новеллах, объединенных общей идеей,
автор рассматривает понятие свободы с разных ракурсов. И если Ларра и
старуха Изергиль олицетворяют свободу «от чего-либо», то Данко — свободу
«во имя».
Начинается легенда о Данко почти сказочным зачином:
«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех
сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь...». Чтобы
подчеркнуть тяжесть положения, в котором оказались люди, Горький создает
зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться,
спасаясь от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в
сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда
загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам
деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем
людям…»
В этом мраке и страхе появление Данко, который решает
вывести людей из болот и дебрей кажется желанным и своевременным.
Действие — основное состояние романтического героя. И Данко действовал,
пытаясь спасти обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой
путь через лес, в котором деревья сплетали «...корявые, длинные руки... в
густую сеть, пытаясь остановить...» их. Понимая, что люди теряют веру и
надежду, Данко вопрошает «Что сделаю я для людей?!», и сам отвечает
себе, но не словом, а делом: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и
вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало
так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный
этим факелом великой любви к людям…»
Данко совершает подвиг —
ценой собственной жизни он указывает дорогу людям, которые пошли за ним.
«...Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор
вперед себя на ширь степи гордый смельчак... А потом упал и — умер».
Данко
не ждал ни похвалы, ни благодарности от соплеменников, которым освещал
путь огнем своего сердца. Мало того, что вначале люди хотели убить
Данко, называли ничтожным и вредным человекеом, так еще «...радостные и
полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с
трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил
это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно,
рассыпавшись в искры, угасло...» На мой взгляд, Горький здесь пытается
донести до читателя мысль о том, что от толпы, «серой массы», не стоит и
ждать каой-либо благодарности, хотя бы потому, что настоящий герой
всегда выделяется из толпы, стоит выше нее и способен на Поступок.
Вопрос в том, как проявляются эти отличия? Чтобы их выделить Горький
противопоставляет Ларру, героя первой новеллы, Данко. В этих
противоположных характерах содержится глубокая мысль автора: показано,
что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент
отдать свою жизнь окружающим.
По законам жанра романтический
герой гибнет и это удел избранных. Данко бескорыстно отдает свою жизнь
во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности. Но, вопреки
«осторожным людям», пока легенда сохраняется в памяти людей, свет сердца
Данко освещает путь к правде и добру, являясь символом человеколюбия,
доброты, готовности к самопожертвованию во имя счастья своего народа.