Поэма Лермонтова «Мцыри» - произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной обстановке. Он хотел увидеть человека, прежде всего, сильного духом, имеющего четкие идеалы, жизненную цель. И готового ради них пожертвовать своей жизнью.
Именно таким героем предстает перед нами юноша Мцыри – послушник, живущий в монастыре в долине Грузии. Он попал в этот монастырь не по своей воле – его, пленного мальчика, оставил здесь русский генерал. Уже тогда Мцыри отличался странным нравом – он был «пуглив и дик», кроме того, очень слаб физически. Однако у этого мальчика была огромная сила духа и чувство внутреннего достоинства:
…даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Выхоженный монахом, герой остался в монастыре. Однако он не был счастлив там ни минуты – всей душой Мцыри рвался домой, «на восток», в страну предков. Поэтому монастырские стены с самого детства герой воспринимал как стены тюрьмы, как преграду, которая мешает исполнению его мечты.
И вот однажды юноша исчез из монастыря. А через три дня его нашли около монастырских стен, истощенного, раненого, больного. Выздоровление не приходило к герою – казалось, будто он после возвращения потерял что-то важное и ему остается лишь одно - умереть.
Чувствуя это, Мцыри исповедуется своему наставнику. Исповедь героя открывает нам его внутренний мир, помогает понять загадочный характер и смысл жизни этого человека.
Дитя гор, Мцыри страстно мечтал о жизни, «полной тревог». В ней он видел воплощение своего идеала – свободы, слияния с природой, постоянного испытания собственных сил и возможностей:
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
И Мцыри решился исполнить свою мечту – «Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной». Герой стремился попасть к себе на родину, чтобы больше не быть «рабом и сиротой», а стать полноценным человеком, имеющим собственное имя и свои корни.
Он признается, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни:
… и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Герой понял, что значит быть свободным и рассчитывать лишь на собственные силы. На воле он почувствовал себя частью природа, частью огромного мира, который не проникал за стены монастыря: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему». В общении с природой Мцыри начал вспоминать обретать себя – вспоминать свое прошлое, из раба превращаться в свободного человека.
И каждый шаг, каждый миг трех вольных дней все больше погружали героя в настоящую жизнь, делали ему все более счастливым. Пусть не всегда столкновения с жизнью приносили Мцыри только радость. Так, при встрече с прекрасной грузинкой Мцыри испытал восторг, восхищение, бурю страстей в своей душе. Однако все это прошло и сменилось горечью разочарования, как только молодая девушка захлопнула дверь своего дома: «Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль…» Но и эти чувства очень дороги сердцу Мцыри, потому что они искренние, настоящие, «живые»: «Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут».
Путь Мцыри был суров и труден – его ожидали муки усталости, голода, отчаянья. Но герой был готов скорее умереть, чем сдаться, попросить помощи у людей. Сила его характера и желание достичь своей цели не знала границ. Именно эта внутренняя мощь помогла Мцыри победить «могучего барса».
Истощенный человек вступил в бой с сытым и сильным животным. Мучителен был их поединок:
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом…
Однако в момент боя в юноше говорила кровь его предков – бесстрашных бойцов. Он почувствовал в себе огромные силы, которые и помогли Мцыри победить барса:
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Однако «пробуждение» героя оказалось временным. Яд рабства, бессилия, заложенный в нем в монастыре, оказался сильнее: «На мне печать свою тюрьма Оставила...» И вот, после странствий, он опять, неожиданно для себя, возвратился к стенам монастыря – своей тюрьмы, но и своего дома.