Вот
Стихотворение "Воздушный корабль"- Парус способен дать мертвецу возможность двигаться, но лишь раз в год, и лишь на берег Франции.
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
В поэме "Последний сын вольности" (вторая половина 1830 – первая половина 1831 года) мы уже во второй строке читаем:
…Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Образ паруса – символ свободного человека, символ вольности, которую потеряли славяне.
Море в "Песне Ингелота" символизирует различие между варяжской и славянской культурами. Князья обещают не вести за собой дружины.
Но с зарей блеснуло множество
Острых копий, белых парусов
Сквозь синеющий туман морской!. .
Используя метонимию, М. Ю. Лермонтов переносит по смежности значение "люди" на паруса, под которыми эти люди плывут. Образ белых парусов – образ свободных индивидов, порабощающих других людей. Но не все приняли порабощение, некоторые решили уйти:
Сегодня с этих берегов
В ладью вступило семь бойцов:
Один старик, шесть молодых!
Вадим отважный был меж них.
И белый парус понесло
Порывом ветра, и весло
Ударилось о синий вал.
И в той ладье Вадим стоял
Между изгнанников-друзей,
Подобный призраку морей!
В поэме "Хаджи Арбек" (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой паруса, но и похожесть неба с морем:
В ущелье облако проснулось,
Как парус розовый, надулось
И понеслось по вышине.
Эпитет "розовый" в творчестве М. Ю. Лермонтова необычен в сочетании с образом паруса.
В поэме "Демон", над которой М. Ю. Лермонтов работал много лет, в последней варианте встречается образ "поврежденной" ладьи "без парусов и без руля", которая "плывет, не зная назначения".