Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" прост. Зато
история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать
из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана одной небольшой главе, а все
остальные двадцать четыре строфы- это монолог героя о трех днях,
проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не
получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им "чудный мир"
резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно
вглядывается в каждую открывающуюся ему картину,так тщательно отличает
все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе.... Мы
видим рельеф Кавказа:"Пышные поля", холмы с высокими травами, горные
хребты и скалы , ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о
растительности Грузии: о высоких травах и домик,о богатых виноградниках,
о спутанном плющом терновнике и густых вечных лесах.
Природа ,
поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест
сырых листьев , волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пешие
птиц, а то раздается как крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри
картин кавказской природы объясняется тем что, герой сбежал из
монастыря. чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как
конкретная картина этого мира, как фон, на котором разворачиваются
действия, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть
оказывается одним из способов создания романтического образа.
Личность
Мцыри отражается в том какие картины привлекают его и как он о них
говорит. Юноша воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в
ней безмятежные картины, когда мир кажется ему "божьим садом", и
грозные, суровые:"груды темных скал", разделенные потоком простертые в
воздухе объятия, непроникаемый страшный лес. Он наслаждается
великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии,но он
вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, и черные ночи, когда
мир делается темным и молчаливым.Эта противоречивость не пугает юношу,
не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то что Мцыри
умеет воспринимать природу в цельности , говорит о душевной широте
героя.Реальные картины предстают в романтическом освещении
через восприятие героя.