И все дышат к ней не ровно. Кроме Аркадия,
разумеется. Аркадий влюблен в Катерину, у него роман, и он мало замечает
происходящее. А между тем Фенечка нравится Базарову. Только с ней он
общается с удовольствием.
Да и Базаров нравится Фенечке. Как человек, как хороший доктор и
советчик в воспитании малыша. Да и просто как молодой интересный
человек. Фенечка так простодушна, что никаких планов и мыслей на счет
Базарова у нее нет и быть не может. Она искренне любит Николая
Павловича. Собственно – то и Базаров насчет Фенечки никаких планов не
строит. Ему не до этого. Но он тянется к ней, как ко всему естественному
от природы, чистому, простому и прекрасному одновременно. Он просто не
смог сдержаться и поцеловал ее, когда увидел в беседке, с
полуобнаженными руками, всю в россыпи роз, свежих и прекрасных, как она
сама. Трудно назвать этот поцелуй страстным.
Так целуют хорошенького ребенка, или понравившееся животное (котенка,
собачку) от избытка чувств. Ведь он не хватал молодую женщину за руки,
не прижимал к себе. Нет, он просто наклонился к ней и поцеловал. Как
целуют спящего. Беда в том, что Фенечка испугалась и осудила Базарова за
его поступок.
Хотя, кто его знает, что было бы дальше, поведи себя Фенечка
по-другому? И к несчастью, Павел Петрович увидел эту сцену. И воспринял
ее, как личное оскорбление. И не только потому, что Базаров нарушил
закон гостеприимства и перешел границы приличия. Более чем за брата,
Павлу было обидно за себя. Он такой ухоженный, образованный и интересный
даже мысли себе такой не допускал. А этот нигилист посмел! И не только
помыслить, но и осуществить.
Павел тоже влюблен в Фенечку. Он увлечен ею. Да и честно говоря,
только слепой или больной(или влюбленный, как Аркадий) не пленился бы
расцветающей красотой молодой крестьянки. Итак, дуэль. Базаров
обескуражен вызовом, но отказаться не может. Оба дуэлянта отказываются
от своих принципов. Их мировоззрение меняется.
Тургенев описывает дуэль с некоторой комичностью. Дуэли уже отходили в
разряд пережитков. Он с некоторым пренебрежением описывает сцену
ранения Павла Петровича «в ляжку». Здесь оба, и либерал и демократ
проявляют силу духа, чувство юмора и понимание друг друга. Ранив
Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь.
Можно сказать, что с дуэли, оба возвращаются, симпатизирующими друг
другу людьми. Трудно сказать, смогли бы они дружить. Но в результате
пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми.
С уважением относящимися друг к другу. Павел, поднявшийся над
сословными предрассудками, вызвав Базарова на дуэль, не останавливается
на этом. Он говорит брату, что пора бы ему узаконить отношения с матерью
его ребенка. Николай Кирсанов потрясен. А Павел отправляется в
путешествие. Ему надо обдумать происшедшие с ним перемены, да и просто
отвлечься. Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими
бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами,
прежде всего — они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту
найти общий язык и существовать вместе.