Все многообразие художественных
средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель
Лермонтов преследовал, создавая женские образы. Они играют большую роль в
романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний
мир, а также его отношение к любви.
Все женские персонажи - представительницы разных миров: Бэла -одна из
«детей природы», в мир которых попадает Печорин в повести «Бэла»; ундина
представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой
стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.
Первой перед читателями предстает
кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и
искренностью. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость,
чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти.
Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорила: «Я
не раба - я княжеская дочь!..» Лермонтов не дает подробного описания внешности
черкешенки, но обращает внимание на ее глаза, которые, «как у горной серны, так
и заглядывали... в душу». Она так страстно и горячо любит Печорина, что его
любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову
для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для
ответного и искреннего чувства. Ему все надоедает, и он делает вывод: «Любовь
дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так
же надоедают, как и кокетство другой».
Следующая героиня - ундина - помогает автору показать стремление Печорина
познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир
беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и
непознанное в жизни.Героиня новеллы «Тамань» является типично романтическим
образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то
магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как
ветер.В «Тамани» Лермонтов использовал такой художественный прием, как
романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв
50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает
его увлеченность таинственностью ундины и миром «честных контрабандистов».
Но и в этом романтическом мире
Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища. Но и в мире, к
которому принадлежит герой по рождению, он также чувствует себя одиноким и
бесполезным. Так, в повести «Княжна Мери» представлены женские образы, которые
помогают раскрыть причины такого состояния героя.
Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик
по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытка. Печорин хорошо
разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей
интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется,
чтобы мужчины забавляли ее. Так было с Грушницким. . Все внимание
переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожий
на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и
она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.
Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина
властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только
страдания. Мы видим, что «молодая, едва распустившаяся душа» Мери не способна
пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И любовь наивной Мери
ему также не нужна.
Другая героиня повести «Княжна Мери» - Вера- играет большую роль в
раскрытии характера Печорина. Она - единственный женский образ, который
сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Ее образ начертан
неясно: Лермонтов не описывает ее жизнь подробно, но при этом указывает на то, что Вера - единственный человек,
полностью понявший сущность Печорина. Она любит его со всеми достоинствами и
недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам
Печорин. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания,
принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут
вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко
выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви
Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору,
чтобы еще более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь
потерять свободу - главное, по его мнению, в жизни.
Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью
Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти
успокоения даже в таком глубоко
интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни
принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому
чувству он не может, и в этом - его трагедия.